Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-134Ш-2 близ Донецка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 мая 1984 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, близ Донецка
Тип ВС:  Ту-134Ш-2
Регистрация ВС:  02
Принадлежность:  Министерство обороны СССР
Подразделение:  Ворошиловградское ВВАУШ
 


Описание
    В 18:22 экипаж 46 уап Ворошиловградского ВВАУШ произвел взлет в а/п Жданов и занял эшелон 4 200 м. На борту находился начальник училища генерал-майор авиации Марченко. Во время обхода мощных грозовых фронтов через 12 минут после взлета внезапно возникла сильная раскачка по курсу и крену, что привело к появлению больших знакопеременных вертикальных (от -1,9 до +3,6 ед.) и боковых (от -0,8 до +1,25 ед.) перегрузок и изменению угловой скорости рысканья от -16 до +21°/сек. При этом отклонения рулей составляли: направления - от -11° до +19°, высоты - от -6,6° до +5,2°, элеронов в пределах около 6 - 8°. Это привело к появлению больших углов скольжения (до 23°). Колебания с периодом 4,5 сек продолжались в течение 38 секунд. За это время высота полета уменьшилась с 4 200 м до 2 750 м. Приборная скорость возросла с 500 км/ч до 610 км/ч. Из-за превышения ограничений по перегрузке и скорости на 38 секунде после начала колебательного движения самолет разрушился в воздухе. Обломки упали на склоне террикона угольной шахты и в лесопосадки в районе жилых домов микрорайона Донецка. При ремонте на военном заводе были перепутаны два провода подключения резервного преобразователя ПТ-1500Ц к основной шине трехфазного тока 36В в 400Гц в электросхеме демпфера рысканья. Самолет долгое время летал с использованием только основного преобразователя. В данном полете в условиях прохождения зоны сильной турбулентности из-за грозы автоматически подключился резервный преобразователь. При запитке основной шины от резервного преобразователя ПТ-1500Ц произошло неправильное чередование фаз переменного напряжения 36 В в 400 Гц, что привело к изменению направления вращения роторов гиромоторов приборов и гиродатчиков. Демпфер стал работать прямо противоположно своему назначению - резко отклонять руль направления на максимальные углы. Авиагоризонты и курсовые системы отказали (хаотические показания). Попытки экипажа парировать возникшие колебания по крену и перегрузке результатов не дали. Конструкция системы управления рулем направления допускает его отклонение на чрезмерно большие углы во время полета с убранными закрылками. Вывод: летное происшествие произошло из-за потери самолетом путевой динамической устойчивости и управляемости из-за неправильной работы демпфера рыскания вследствие перепутывания электропроводов на клеммах контактора ТКД-503 ДТ включения резервного преобразователя ПТ-1500Ц на основную шину. Технический состав АРЗ, производивший монтаж электропроводки питания демпфера рыскания при ремонте самолета, допустил неправильное подключение фаз и не произвел полной проверки всей электросистемы самолета после проведенного ремонта.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-134Ш-2
Регистрационный (бортовой) номер ВС 02
Государственная принадлежность СССР
Дата выпуска ВС 1972
Заводской номер ВС 2350202
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Подразделение Ворошиловградское ВВАУШ
Пункт вылета Жданов
Пункт назначения Ворошиловград
Начальный пункт маршрута Жданов
Конечный пункт маршрута Ворошиловград


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.