|
|
|
Катастрофа Ту-134Ш-2 близ Донецка |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 25 мая 1984 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Донецкая область, район Донецка
Тип ВС: Ту-134Ш-2
Регистрация ВС: 02
Принадлежность: Министерство обороны СССР
Подразделение: Ворошиловградское ВВАУШ
|
|
|
|
|
Описание |
В 18:22 экипаж 46 уап Ворошиловградского ВВАУШ произвел взлет в а/п Жданов и занял эшелон 4 200 м. На борту находился начальник училища генерал-майор авиации Марченко. Во время обхода мощных грозовых фронтов через 12 минут после взлета внезапно возникла сильная раскачка по курсу и крену, что привело к появлению больших знакопеременных вертикальных (от -1,9 до +3,6 ед.) и боковых (от -0,8 до +1,25 ед.) перегрузок и изменению угловой скорости рысканья от -16 до +21°/сек. При этом отклонения рулей составляли: направления - от -11° до +19°, высоты - от -6,6° до +5,2°, элеронов в пределах около 6 - 8°. Это привело к появлению больших углов скольжения (до 23°). Колебания с периодом 4,5 сек продолжались в течение 38 секунд. За это время высота полета уменьшилась с 4 200 м до 2 750 м. Приборная скорость возросла с 500 км/ч до 610 км/ч. Из-за превышения ограничений по перегрузке и скорости на 38 секунде после начала колебательного движения самолет разрушился в воздухе. Обломки упали на склоне террикона угольной шахты №23 и в лесопосадки в районе жилых домов пос. Брикетный на западной окраине Донецка.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
6 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-134Ш-2 |
Регистрационный (бортовой) номер ВС |
02 |
Государственная принадлежность |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1972 |
Заводской номер ВС |
2350202 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Подразделение |
Ворошиловградское ВВАУШ |
Пункт вылета |
Жданов |
Пункт назначения |
Ворошиловград |
Начальный пункт маршрута |
Жданов |
Конечный пункт маршрута |
Ворошиловград |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При ремонте на военном заводе были перепутаны два провода подключения резервного преобразователя ПТ-1500Ц к основной шине трехфазного тока 36В в 400Гц в электросхеме демпфера рысканья. Самолет долгое время летал с использованием только основного преобразователя. В данном полете в условиях прохождения зоны сильной турбулентности из-за грозы автоматически подключился резервный преобразователь. При запитке основной шины от резервного преобразователя ПТ-1500Ц произошло неправильное чередование фаз переменного напряжения 36 В в 400 Гц, что привело к изменению направления вращения роторов гиромоторов приборов и гиродатчиков. Демпфер стал работать прямо противоположно своему назначению - резко отклонять руль направления на максимальные углы. Авиагоризонты и курсовые системы отказали (хаотические показания). Попытки экипажа парировать возникшие колебания по крену и перегрузке результатов не дали. Конструкция системы управления рулем направления допускает его отклонение на чрезмерно большие углы во время полета с убранными закрылками.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вывод: летное происшествие произошло из-за потери самолетом путевой динамической устойчивости и управляемости из-за неправильной работы демпфера рыскания вследствие перепутывания электропроводов на клеммах контактора ТКД-503 ДТ включения резервного преобразователя ПТ-1500Ц на основную шину. Технический состав АРЗ, производивший монтаж электропроводки питания демпфера рыскания при ремонте самолета, допустил неправильное подключение фаз и не произвел полной проверки всей электросистемы самолета после проведенного ремонта. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|