Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-76М близ Ленинакана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 декабря 1988 г.
Время:  06:22
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, 15 км от Ленинакана
Тип ВС:  Ил-76М
Регистрация ВС:  СССР-86732
Принадлежность:  Министерство обороны СССР
Подразделение:  ВВС, 128 втап (Паневежис)
 


Описание
    Экипаж выполнял перевозку личного состава и грузов полка гражданской обороны с аэродрома Насосный на аэродром Ленинакан (военнослужащие призваны из запаса для участия в работах по ликвидации последствий землетрясения в Армении) ночью в сложных метеоусловиях по упражнению №391 КБП-ВТА-85 г.
    На 56-й мин полёта, в 06:10 мск на высоте 5400 м и скорости 400 км/ч самолёт вошёл в воздушное пространство аэропорта Ленинакан и по указанию диспетчера подхода экипаж приступил к снижению. При пересечении высоты 3300 м экипаж доложил диспетчеру подхода и по его указанию перешёл на связь с диспетчером круга. Диспетчер круга подтвердил место самолета и разрешил дальнейшее снижение по давлению 634 мм.рт.ст. с курсом 240º до высоты 1100 м. Помощник командира корабля, который вёл внешнюю связь, подтвердил принятое давление 634 мм.рт.ст., но экипажу это давление не доложил. В 06:13:57 командир корабля дал команду по СПУ: "давление 734, отсчёт 2700 м" и продолжил снижение до высоты 1100 м. В 06:22, при продолжении снижения до 1100 м, при показаниях высотомера 1425 м произошло столкновение самолёта со склоном горы. Самолёт разрушился. Один военнослужащий, находившийся в кузове грузового автомобиля, получил тяжелые травмы. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли.
    Фактические метеоусловия в момент АП: облачность 7-8 баллов высотой 3000 м, видимость 5км, ночь (рассвет в 06:47).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 69 68
На земле   0
Всего погибших 77


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-76М
Регистрационный (бортовой) номер ВС СССР-86732
Государственная принадлежность СССР
Дата выпуска ВС 1978
Заводской номер ВС 083413388
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Подразделение ВВС, 128 втап (Паневежис)
Пункт вылета Баку
Пункт назначения Ленинакан
Начальный пункт маршрута Баку
Конечный пункт маршрута Ленинакан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Экипаж допустил следующие неправильные действия:
    - Командир экипажа неправильно оценил воздушную обстановку в районе аэродрома перед снижением до высоты круга (1100м), не установил задатчик сигнализации "опасная высота" на 100 м ниже высоты круга, подал команду на установление давления аэродрома посадки с ошибкой в 100 мм.рт.ст., не организовал сверку правильности показаний высотомеров и взаимодействия членов экипажа в процессе снижения.
    - Штурман экипажа на эшелоне перехода не проконтролировал установку командиром экипажа на высотомере давления аэродрома посадки (ст. 3.22 ИЛЭ Ил-76, книга 2, пункт Е (5)).
    - Помощник командира экипажа, получив условия посадки от руководителя полётов, не записал их и не продублировал экипажу по СПУ. Не установил на радиовысотомере высоту 100 м ниже высоты круга. По команде командира экипажа, установил на высотомере давление аэродрома посадки с ошибкой в 100 мм.рт.ст. (ст-3.21. ИЛЭ Ил-76, книга 2, пункт Ж (3)) и в дальнейшем за высотой полёта не следил.
    - Старший воздушный стрелок не контролировал режим полёта на высоте, поскольку не менял на высотомере давление аэродрома вылета. (ст. 3.25 ИЛЭ, книга 2, пункт А (4)).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилась ошибка экипажа в установке на барометрических высотомерах давления аэродрома посадки в 100 мм рт.ст., что привело к завышению показаний высоты полёта на 1100 м и столкновению со склоном горы при снижении на заданную высоту ночью.
    Лётному происшествию способствовали:
    1. Сложная воздушная навигационная обстановка на маршруте полёта и в районе аэродрома посадки.
    2. Частичное снижение работоспособности экипажа из-за длительного напряжения при выполнении интенсивных воздушных перевозок в предыдущие сутки и недостаточного отдыха перед полётом.
    3. Ослабление взаимоконтроля между членами экипажа на этапе захода на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.