 |
 |
 |
Катастрофа Ил-76М близ Ленинакана |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 декабря 1988 г.
Время: 06:22
Страна: СССР
Место происшествия: Армянская ССР, 15 км от Ленинакана
Тип ВС: Ил-76М
Регистрация ВС: СССР-86732
Принадлежность: Министерство обороны СССР
Подразделение: ВВС, 128 втап (Паневежис)
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж выполнял перевозку личного состава и грузов полка гражданской обороны с аэродрома Насосный на аэродром Ленинакан (военнослужащие призваны из запаса для участия в работах по ликвидации последствий землетрясения в Армении) ночью в сложных метеоусловиях по упражнению №391 КБП-ВТА-85 г.
На 56-й мин полёта, в 06:10 мск на высоте 5400 м и скорости 400 км/ч самолёт вошёл в воздушное пространство аэропорта Ленинакан и по указанию диспетчера подхода экипаж приступил к снижению. При пересечении высоты 3300 м экипаж доложил диспетчеру подхода и по его указанию перешёл на связь с диспетчером круга. Диспетчер круга подтвердил место самолета и разрешил дальнейшее снижение по давлению 634 мм.рт.ст. с курсом 240º до высоты 1100 м. Помощник командира корабля, который вёл внешнюю связь, подтвердил принятое давление 634 мм.рт.ст., но экипажу это давление не доложил. В 06:13:57 командир корабля дал команду по СПУ: "давление 734, отсчёт 2700 м" и продолжил снижение до высоты 1100 м. В 06:22, при продолжении снижения до 1100 м, при показаниях высотомера 1425 м произошло столкновение самолёта со склоном горы. Самолёт разрушился. Один военнослужащий, находившийся в кузове грузового автомобиля, получил тяжелые травмы. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли.
Фактические метеоусловия в момент АП: облачность 7-8 баллов высотой 3000 м, видимость 5км, ночь (рассвет в 06:47).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
9 |
Пассажиры |
69 |
68 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-76М |
Регистрационный (бортовой) номер ВС |
СССР-86732 |
Государственная принадлежность |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1978 |
Заводской номер ВС |
083413388 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Подразделение |
ВВС, 128 втап (Паневежис) |
Пункт вылета |
Баку |
Пункт назначения |
Ленинакан |
Начальный пункт маршрута |
Баку |
Конечный пункт маршрута |
Ленинакан |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Экипаж допустил следующие неправильные действия:
- Командир экипажа неправильно оценил воздушную обстановку в районе аэродрома перед снижением до высоты круга (1100м), не установил задатчик сигнализации "опасная высота" на 100 м ниже высоты круга, подал команду на установление давления аэродрома посадки с ошибкой в 100 мм.рт.ст., не организовал сверку правильности показаний высотомеров и взаимодействия членов экипажа в процессе снижения.
- Штурман экипажа на эшелоне перехода не проконтролировал установку командиром экипажа на высотомере давления аэродрома посадки (ст. 3.22 ИЛЭ Ил-76, книга 2, пункт Е (5)).
- Помощник командира экипажа, получив условия посадки от руководителя полётов, не записал их и не продублировал экипажу по СПУ. Не установил на радиовысотомере высоту 100 м ниже высоты круга. По команде командира экипажа, установил на высотомере давление аэродрома посадки с ошибкой в 100 мм.рт.ст. (ст-3.21. ИЛЭ Ил-76, книга 2, пункт Ж (3)) и в дальнейшем за высотой полёта не следил.
- Старший воздушный стрелок не контролировал режим полёта на высоте, поскольку не менял на высотомере давление аэродрома вылета. (ст. 3.25 ИЛЭ, книга 2, пункт А (4)).
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилась ошибка экипажа в установке на барометрических высотомерах давления аэродрома посадки в 100 мм рт.ст., что привело к завышению показаний высоты полёта на 1100 м и столкновению со склоном горы при снижении на заданную высоту ночью.
Лётному происшествию способствовали:
1. Сложная воздушная навигационная обстановка на маршруте полёта и в районе аэродрома посадки.
2. Частичное снижение работоспособности экипажа из-за длительного напряжения при выполнении интенсивных воздушных перевозок в предыдущие сутки и недостаточного отдыха перед полётом.
3. Ослабление взаимоконтроля между членами экипажа на этапе захода на посадку.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|