Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-26Ш воздушных сил Украины в Чугуеве
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 сентября 2020 г.
Время:  20:44
Страна:  Украина
Место происшествия:  Харьковская область, район а/д Чугуев
Тип ВС:  Ан-26Ш
Регистрация ВС:  76 желтый
Принадлежность:  неизвестна
Подразделение:  203 учебная авиабригада
 


Описание
    Экипаж 203-ей учебной авиабригады выполнял учебно-тренировочные полеты с базового а/д Чугуев ночью в простых метеоусловиях с курсантами Харьковского национального университета воздушных сил Украины на борту. В составе экипажа находились 6 инструкторов (командир, два штурмана, бортмеханик, борттехник и бортрадист) и 2 курсанта 4-го курса, исполнявшие обязанности помощников командира экипажа (вторых пилотов). 19 курсантов 2-го курса находились в салоне самолета, где были оборудованы места для штурманской подготовки. Всего было запланировано 10 полетов продолжительностью по 15 минут. Полеты были начаты в 18:50. Выполнив 5 полетов, экипаж произвел взлет в шестой полет. После взлета возникла неисправность левого двигателя (отказ системы ПРТ-24 с падением давления в измерителе крутящего момента ИКМ). Система предельного регулирования температуры ПРТ-24 управляет перемещением перепускной иглы автомата дозировки топлива, увеличивая слив топлива при превышении температуры газов за турбиной установленных ограничений и уменьшая слив при уменьшении температуры газов меньше нижней границы ограничений.
    В 20:38 экипаж передал о падении давления ИКМ левого двигателя и стал производить заход на посадку на ВПП 16. При заходе на посадку, после пролета ДПРМ, самолет начал уклоняться влево от посадочного курса и в 20:45, примерно в 1100 м северо-восточнее торца ВПП 16 и левее продолжения ее оси на 650 м, с креном столкнулся с деревьями лесополосы вдоль 4-х полосного шоссе М-03 (Киев-Харьков-Должанское). После этого самолет столкнулся с землей на обочине шоссе и загорелся. Фюзеляж развернулся в обратную направлению движения ВС сторону. Двое курсантов 2-го курса доставлены в больницу. Один из них получил ранения средней тяжести, второй скончался на следующий день от тяжелых ожогов. Остальные курсанты и экипаж погибли на месте. Самолет сгорел за исключением хвостовой части.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 19 18
На земле   0
Всего погибших 26


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-26Ш
Регистрационный (бортовой) номер ВС 76 желтый
Государственная принадлежность Украина
Дата выпуска ВС 1977
Заводской номер ВС 5608
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Подразделение 203 учебная авиабригада
Пункт вылета Чугуев
Пункт назначения Чугуев
Начальный пункт маршрута Чугуев
Конечный пункт маршрута Чугуев


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     При расследовании установлено: экипаж выполнял взлет «с конвейера». После посадки, на пробеге, командир экипажа переставил закрылки с посадочного в взлетное положение и перевел рычаги управления двигателями на взлетный режим работы. При увеличении режима работы двигателей давление масла в ИКМ правого двигателя увеличилось до расчетного значения (87 кгс/см2), а в левом двигателе только до 59 кгс/см2. Вследствие быстротечности производства взлета «с конвейера» борттехник не обнаружил отклонения параметров работы левого двигателя. Вероятно по той же причине помощник командира экипажа (курсант) не заметил загорания красной сигнальной лампы «ИМ-24 заторможен» левого двигателя на щитке системы ПРТ-24, что было вызвано срабатыванием тормозной муфты исполнительного механизма. Возникший разнотяг двигателей должен был приводить к тенденции увода самолета вправо. Однако, при работающей вспомогательной силовой установке РУ-19А-300, расположенной справа, данная тенденция является обычной и не насторожила командира экипажа, который по достижении скорости V1 в 20:36:07 принял ошибочное решение производить взлет.
    Сразу после взлета борттехник заметил несоответствие параметров работы левого двигателя техническим условиям и горение сигнальной лампы «ИМ-24 заторможен» левого двигателя, о чем доложил командиру экипажа. В дальнейшем, пытаясь выполнить раздел РЛЭ «Контроль за работой системы ПРТ-24 двигателя АИ-24ВТ по вольтметру», с высоты 150 м в течение 35 секунд плавно уменьшил его работу до Рикм=32 кгс/см2, а после выключения ПРТ-24 левого двигателя установил ему Рикм=43 кгс/см2.
    В 20:38:09 командир экипажа доложил о падении давления ИКМ левого двигателя руководителю полетов. Набрав высоту круга, экипаж приступил к заходу на посадку по стандартной схеме с четырьмя разворотами. При полете по кругу был снова запущен двигатель РУ-19А-300, а режим работы правого двигателя уменьшен сначала до 65 кгс/см2, затем до 50 кгс/см2. Режим работы левому двигателю был уменьшен до 20 кгс/см2, что не соответствовало требованиям РЛЭ, указывающем при отказе ПРТ-24 сохранять давление ИКМ обоих двигателей равным.
    Выполнив четвертый разворот, экипаж вышел на посадочный курс и продолжал снижение с выпущенными шасси и на 15° закрылками. Режим работы двигателей при этом был уменьшен и на высоте 400 м и удалении 5 км от торца ВПП составлял Рикм пр.=31 кгс/см2, Рикм лев.=10 кгс/см2.
    В 20:42:58 командир экипажа, неправильно оценив имеющийся запас мощности двигателей, дал ошибочную команду выпустить закрылки полностью (на 38°). В 20:44:07 экипаж доложил о готовности к посадки. Руководитель полетов посадку разрешил. Для выдерживания рекомендованной РЛЭ при полете с закрылками на 38° скорости снижения на предпосадочной прямой 220 км/ч экипаж начал увеличивать режим правому двигателю. Увеличение режима работы правого двигателя продолжалось в течение около 20 с. Режим работы правого двигателя достиг взлетного. Одновременно был увеличен режим работу и РУ-19А-300. Это привело к значительному увеличению разнотяга медлу левым и правым двигателями. На высоте 120 м, при скорости 211 км/ч давление в ИКМ было: Рикм пр = 66 кгс/см2, Рикм лев= 7 кгс/см2. При этом командир экипажа почти не использовал руль направления для уравновешивания момента от несимметричной тяги, что привело к возникновению значительного скольжения на правую плоскость крыла. В результате увеличения аэродинамического сопротивления при скольжении скорость полета стала уменьшаться. На высоте 70 м, при скорости 199 км/ч, давление в ИКМ было: Рикм пр = 92 кгс/см2, Рикм лев= 6 кгс/см2.
    В 20:44:36 по команде командира экипажа борттехник зафлюгировал воздушный винт левого двигателя энергичным перемещением его РУД в положение выше 37,5 ° по УПРТ при Рикм<10 кгс/см2.
    В дальнейшем, в результате попытки командира экипажа удерживать самолет на заданной траектории снижения при значительном падении скорости полета путем отклонения штурвальной колонки «на себя» и при наличии значительного скольжения на правое полукрыло, произошло сваливание самолета на левое полукрыло, с развитием крена до 50 ... 70°, что сопровождалось разворотом самолета влево. Только с началом сваливания командир экипажа начал отклонения правой педали вперед. В процессе всего сваливания штурвальная колонка все время отклонялась «на себя». Примерно в 20:44:50 самолет столкнулся с землей.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является незаконное разрешение руководителем полетов на аэродроме Чугуев на взлеты самолета конвейерным способом. Вследствие выполнения быстротечного взлета указанным способом экипажем не был своевременно установлен отказ системы ПРТ-24 и не принято решение на прекращение взлета. В дальнейшем, при недостаточной подготовке экипажа к ночным полетам и отсутствии помощи со стороны руководителя полетов, произошла потеря управляемости самолетом на заключительном этапе захода на посадку. Командир экипажа в течение 11 месяцев не выполнял ночных полетов, но был допущен к полету с курсантами без проведения тренировки. Помощник командира экипажа (курсант 4 курса) не имел права выполнять полет в этой должности, так как не завершил программу обучения. Тяжести происшествия способствовало разрешение командования проводить учебные полеты одновременно для курсантов-штурманов и курсантов-летчиков.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.