Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа KC-135 Stratotanker ВВС США в Киргизии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 мая 2013 г.
Время:  14:48
Страна:  Киргизия
Место происшествия:  Чуйская область, Панфиловский район, между селами Чолок-Арык и Чорголу
Тип ВС:  Boeing KC-135 Stratotanker
Регистрация ВС:  63-8877
Принадлежность:  неизвестна
Подразделение:  United States Air Force
 


Описание
    Самолет-заправщик ВВС США с АБ Мак-Коннелл был передан в состав 376 экспедиционного авиакрыла, размещенного в центре транзитных перевозок «Манас» в международном аэропорту Бишкека. Целью полета была дозаправка самолетов международных коалиционных сил, выполняющих боевые задачи в воздушном пространстве Афганистана.
    После взлета, в наборе высоты, неисправность в системе автостабилизации самолета (отказ демпфера рыскания) привела к нестабильности движения самолета по курсу (рысканию примерно на 1° влево-вправо). Экипаж не определил в полной мере данную ситуацию. Отметив трудности с сохранением курса полета и вероятную неисправность демпфера рыскания, экипаж не отключил ни демпфер рыскания, ни привод руля направления. Через 9 минут после взлета самолет вошел в режим полета с колебаниями по типу «голландского шага» по курсу и крену. Экипаж попадание в режим «голландского шага» не определил. Второй пилот предпринял попытки устранить раскачку по крену ручным управлением элеронами и дважды на короткое время включением автопилота. Ручное управление элеронами удерживало раскачку по кренам от роста, а включение автопилота усиливало ее. После второго использования автопилота управление взял на себя командир экипажа. Он начал левый разворот, чтобы сохранить заданный курс полета, при этом немного отклонил влево руль направления для входа в разворот. Использование руля направления при полете в режиме «голландского шага» увеличило амплитуду колебаний самолета. Последующая серия небольших переменных воздействий пилота на педали привела к резкому увеличению раскачки самолета, амплитуда которой возрастала в зависимости от давления ног пилота на педали. Через 30 секунд после начала разворота пилот немного отклонил руль направления вправо для выхода из разворота, что еще более усилило раскачку самолета в режиме «голландского шага». Сочетание неисправности демпфера рыскания, использования автопилота и отклонений руля направления привело к созданию нерасчетных нагрузок на конструкцию самолета и к отделению хвостовой части в полете.
    В неуправляемом пикировании на высокой скорости под углом до 83° (через 18 минут после взлета) произошел взрыв самолета в воздухе вследствие разрушения крыла и топливных баков. Обломки самолета упали в трех основных местах. На месте падения средней части фюзеляжа с центропланом возник сильный пожар. Отдельно были найдены: киль без руля направления, горизонтальный стабилизатор, двигатели, плоскости крыла. Носовая часть фюзеляжа с пилотской кабиной и останками членов экипажа была обнаружена на следующий день полностью разрушенной в горах выше места падения средней части фюзеляжа и остальных частей самолета. Катастрофа произошла в 85 км юго-западнее аэропорта ""Манас"" в предгорьях Киргизского хребта на границе с Казахстаном между селами Чолок-Арык и Чорголу (42°44’47” СШ, 73°31’12” ВД).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Boeing KC-135 Stratotanker
Регистрационный (бортовой) номер ВС 63-8877
Государственная принадлежность США
Дата выпуска ВС 1964
Заводской номер ВС 18725
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Боевые задачи
Подразделение United States Air Force
Пункт вылета Бишкек (Манас)
Пункт назначения Бишкек (Манас)
Начальный пункт маршрута Бишкек (Манас)
Конечный пункт маршрута Бишкек (Манас)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось отделение хвостовой части самолета, которое произошло из-за возникновения нерасчетных аэродинамических нагрузок в полете вследствие невыключения экипажем демпфера рыскания или привода руля направления при возникновении нестабильного движения самолета по курсу, что привело к созданию прогрессирующей раскачки самолета, усиливавшейся при воздействии пилота на педали управления рулем направления, когда он использовал руль для ввода самолета в разворот, не осознавая попадание самолета в автоколебания по типу «голландского шага». Происшествию значительно способствовал отказ системы автостабилизации самолета, что вызвало нестабильность полета по курсу, неудовлетворительная организация программы тренировки экипажей (действия при попадании в «голландский шаг» не отрабатываются на тренажере), громоздкое (177 страниц) описание в РЛЭ действий экипажа при возникновении проблем с курсовой управляемостью самолетом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.