Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ан-2 ВВС РВСН и Ми-6 Тюменского УГА юго-западнее Сургута
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 июля 1967 г.
Время:  15:32
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, 112 км юго-западнее а/п Сургут
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  18253
Принадлежность:  Министерство обороны СССР
Подразделение:  ВВС РВСН, 15 оао
 


Описание
    Экипаж Ан-2 №18253 15-го отдельного авиационного отряда 7-го отдельного ракетного корпуса РВСН (в/ч 43189) СибВО выполнял задание по перевозке с а/д Сургут на а/д Тюмень шести военнослужащих и 300 кг груза. Взлет был произведен в 14:50 местного времени. Через 5 минут после взлета, имея связь с АДС, летчик установил связь с РДС и доложил, что полет проходит на высоте 200 м визуально. Через 17 минут после взлета летчик получил подтверждение о нахождении на линии пути и разрешение на выход из зоны АДС. В это время экипаж вертолета Ми-6 №11289 Тюменского ОАО Тюменского УГА выполнял полет по маршруту Тюмень - Тобольск – Усть-Балык по обслуживанию экспедиции. Произведя взлет в а/п Тюмень в 12:05, вертолет совершил посадку в Тобольске в 13:10 и в 13:45 вылетел в Усть-Балык. На борту находилось пять членов экипажа. В 15:14 из-за понижения облачности до 150 м в районе Усть-Балык экипаж получил команду от РДС Сургут следовать к ним.
    Воздушные суда следовали по одному маршруту на одной высоте навстречу друг другу и о полете друг друга информации не имели. Сближение экипажами не было замечено своевременно. Второй пилот Ми-6 первым увидел Ан-2 на таком расстоянии, когда столкновение предотвратить было невозможно. КВС Ми-6, пилотировавший вертолет, Ан-2 не видел. Во избежание лобового столкновения второй пилот Ми-6 быстро взял управление на себя, резко сбросил «шаг-газ» и накренил вертолет влево. В момент накренивания лопастью несущего винта вертолета была отрублена консольная часть правой верхней плоскости и разрушен воздушный винт самолета. В результате Ан-2 перевернулся и с углом, близким к 90°, упал в болото и полностью разрушился. Мотор и фюзеляж погрузились в мягкий грунт под углом 80-85°. Хвостовая часть и конструкции плоскостей крыльев остались на поверхности. Столкновение произошло в 15:32 в 112 км от а/п Сургут с МК=210° на высоте 150-170 м. Ми-6, получивший повреждения 25 и 26 отсеков и законцовки лопасти несущего винта, благополучно произвел посадку на а/д Сургут.
    Прогноз погоды, выданный обоим экипажам, на маршруте Сургут – Тобольск предусматривал: облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая, 200-300 м, видимость 6-10 км, кратковременный дождь, грозовое положение. Минимум обоих экипажей 2000х200 м. Однако в 14:00 началось резкое ухудшение погоды в районе Усть-Балык (20 км северо-западнее от оси маршрута). Метеослужба а/д Сургут дала корректив с информацией о понижении облачности до 130-180 м, который в 14:25 был передан диспетчерской службе а/д Сургут. Несмотря на это, вылет Ан-2 не был запрещен, а при получении сообщения из Усть-Балыка о закрытии аэродрома по погоде команда на его возврат не была подана.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный (бортовой) номер ВС 18253
Государственная принадлежность СССР
Дата выпуска ВС 25.11.1961
Заводской номер ВС 116847308
Наработка ВС (часы) 1182
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ-9414046


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Подразделение ВВС РВСН, 15 оао
Пункт вылета Сургут
Пункт назначения Тюмень
Начальный пункт маршрута Сургут
Конечный пункт маршрута Тюмень


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы комиссии МО:
    Главные причины катастрофы: - неправильные действия руководителя полетов а/д Сургут. Зная об ухудшении метеоусловий и изменив по этой причине маршрут полета Ми-6, он выпустил в полет и в дальнейшем не возвратил с маршрута Ан-2 и не информировал экипажи о полете со встречными курсами по одному маршруту.
    - нарушение обоими экипажами ПВП. Встретившись с облачностью высотой 150 м (ниже их минимума) ни один из экипажей не прекратил выполнение задания, а продолжил полет в нижней кромке облачности или в непосредственной близости от нее, что не обеспечивало необходимой видимости для визуального полета.
    Способствующие причины: отсутствие информации экипажей со стороны диспетчерской службы а/д Сургут о воздушной обстановке на трассе, чем были грубо нарушены требования НПП ГА-66.
    Выводы комиссии МГА:
    Главная причина катастрофы:
    1) Невыполнение экипажем Ан-2 требований Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР, выразившееся в том, что экипаж при наличии задания на полет по МВЛ Сургут – Тобольск уклонился от ЛЗП на 12 км, вышел на встречную трассу Уват – Сургут, на которой полеты со встречными курсами запрещены.
    2) Экипаж Ан-2 нарушил заданную ему высоту полета 200 м (столкновение произошло на высоте 150 м).
    3) Экипаж Ан-2 в нарушение НПП ГА-66 не поддерживал обязательной радиосвязи с диспетчерской службой а/д Сургут и не давал информации о местонахождении самолета и высоте его полета, в результате чего диспетчер не мог знать об уклонении самолета от заданного ему маршрута и нарушении заданной высоты полета.
    В акте МО сравнивается местное время вылета (14:50) с уточненным прогнозом погоды, выданным по мск (14:00), то есть, после происшествтия в 13:32 мск (разница местного и московского времени – два часа). Таким образом, в акте МО неправильно отражены фактические метеоусловия полета. Фактическая погода на момент происшествия соответствовала минимумам пилотов.
    Выводы межведомственной комиссии (созданной впоследствии):
    Основной причиной столкновения ВС является нарушение экипажами установленных ПВП ниже низшего эшелона при встрече облачности ниже установленного минимума.
    Сопутствующими причинами являются:
    а) значительное, не предусмотренное заданием, отклонение Ан-2 от заданного маршрута полета;
    б) Экипаж Ан-2 при выходе из зоны получил контрольный пеленг, указывающий на явное отклонение от маршрута, но мер для выхода на ЛЗП не принял, связи с диспетчером не держал, изменение высоты полета не доложил;
    в) Диспетчер МДП а/п Сургут не информировал экипажи о создавшейся воздушной и метеообстановке в районе полетов;
    г) Экипаж Ми-6 при вылете из а/п Тобольск следовал на Усть-Балык напрямую – не по утвержденной трассе;
    д) Ст. диспетчер а/п Тобольск передоверил контроль подготовки к полету экипажа Ми-6 диспетчеру-стажеру, который разрешил полет напрямую, в нарушение установленного маршрута;
    е) Неоправдавшийся прогноз погоды на первой половине маршрута Сургут – Тобольск и в районе а/п Усть-Балык, выданный Сургутской АМСГ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.