 |
 |
 |
Столкновение Ан-2 ВВС РВСН и Ми-6 Тюменского УГА юго-западнее Сургута |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 июля 1967 г.
Время: 15:32
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, 112 км юго-западнее а/п Сургут
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: 18253
Принадлежность: Министерство обороны СССР
Подразделение: ВВС РВСН, 15 оао
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж Ан-2 №18253 15-го отдельного авиационного отряда 7-го отдельного ракетного корпуса РВСН (в/ч 43189) СибВО выполнял задание по перевозке с а/д Сургут на а/д Тюмень шести военнослужащих и 300 кг груза. Взлет был произведен в 14:50 местного времени. Через 5 минут после взлета, имея связь с АДС, летчик установил связь с РДС и доложил, что полет проходит на высоте 200 м визуально. Через 17 минут после взлета летчик получил подтверждение о нахождении на линии пути и разрешение на выход из зоны АДС. В это время экипаж вертолета Ми-6 №11289 Тюменского ОАО Тюменского УГА выполнял полет по маршруту Тюмень - Тобольск – Усть-Балык по обслуживанию экспедиции. Произведя взлет в а/п Тюмень в 12:05, вертолет совершил посадку в Тобольске в 13:10 и в 13:45 вылетел в Усть-Балык. На борту находилось пять членов экипажа. В 15:14 из-за понижения облачности до 150 м в районе Усть-Балык экипаж получил команду от РДС Сургут следовать к ним.
Воздушные суда следовали по одному маршруту на одной высоте навстречу друг другу и о полете друг друга информации не имели. Сближение экипажами не было замечено своевременно. Второй пилот Ми-6 первым увидел Ан-2 на таком расстоянии, когда столкновение предотвратить было невозможно. КВС Ми-6, пилотировавший вертолет, Ан-2 не видел. Во избежание лобового столкновения второй пилот Ми-6 быстро взял управление на себя, резко сбросил «шаг-газ» и накренил вертолет влево. В момент накренивания лопастью несущего винта вертолета была отрублена консольная часть правой верхней плоскости и разрушен воздушный винт самолета. В результате Ан-2 перевернулся и с углом, близким к 90°, упал в болото и полностью разрушился. Мотор и фюзеляж погрузились в мягкий грунт под углом 80-85°. Хвостовая часть и конструкции плоскостей крыльев остались на поверхности. Столкновение произошло в 15:32 в 112 км от а/п Сургут с МК=210° на высоте 150-170 м. Ми-6, получивший повреждения 25 и 26 отсеков и законцовки лопасти несущего винта, благополучно произвел посадку на а/д Сургут.
Прогноз погоды, выданный обоим экипажам, на маршруте Сургут – Тобольск предусматривал: облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая, 200-300 м, видимость 6-10 км, кратковременный дождь, грозовое положение. Минимум обоих экипажей 2000х200 м. Однако в 14:00 началось резкое ухудшение погоды в районе Усть-Балык (20 км северо-западнее от оси маршрута). Метеослужба а/д Сургут дала корректив с информацией о понижении облачности до 130-180 м, который в 14:25 был передан диспетчерской службе а/д Сургут. Несмотря на это, вылет Ан-2 не был запрещен, а при получении сообщения из Усть-Балыка о закрытии аэродрома по погоде команда на его возврат не была подана.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
6 |
6 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный (бортовой) номер ВС |
18253 |
Государственная принадлежность |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.11.1961 |
Заводской номер ВС |
116847308 |
Наработка ВС (часы) |
1182 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КЛ-9414046 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Подразделение |
ВВС РВСН, 15 оао |
Пункт вылета |
Сургут |
Пункт назначения |
Тюмень |
Начальный пункт маршрута |
Сургут |
Конечный пункт маршрута |
Тюмень |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы комиссии МО:
Главные причины катастрофы: - неправильные действия руководителя полетов а/д Сургут. Зная об ухудшении метеоусловий и изменив по этой причине маршрут полета Ми-6, он выпустил в полет и в дальнейшем не возвратил с маршрута Ан-2 и не информировал экипажи о полете со встречными курсами по одному маршруту.
- нарушение обоими экипажами ПВП. Встретившись с облачностью высотой 150 м (ниже их минимума) ни один из экипажей не прекратил выполнение задания, а продолжил полет в нижней кромке облачности или в непосредственной близости от нее, что не обеспечивало необходимой видимости для визуального полета.
Способствующие причины: отсутствие информации экипажей со стороны диспетчерской службы а/д Сургут о воздушной обстановке на трассе, чем были грубо нарушены требования НПП ГА-66.
Выводы комиссии МГА:
Главная причина катастрофы:
1) Невыполнение экипажем Ан-2 требований Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР, выразившееся в том, что экипаж при наличии задания на полет по МВЛ Сургут – Тобольск уклонился от ЛЗП на 12 км, вышел на встречную трассу Уват – Сургут, на которой полеты со встречными курсами запрещены.
2) Экипаж Ан-2 нарушил заданную ему высоту полета 200 м (столкновение произошло на высоте 150 м).
3) Экипаж Ан-2 в нарушение НПП ГА-66 не поддерживал обязательной радиосвязи с диспетчерской службой а/д Сургут и не давал информации о местонахождении самолета и высоте его полета, в результате чего диспетчер не мог знать об уклонении самолета от заданного ему маршрута и нарушении заданной высоты полета.
В акте МО сравнивается местное время вылета (14:50) с уточненным прогнозом погоды, выданным по мск (14:00), то есть, после происшествтия в 13:32 мск (разница местного и московского времени – два часа). Таким образом, в акте МО неправильно отражены фактические метеоусловия полета. Фактическая погода на момент происшествия соответствовала минимумам пилотов.
Выводы межведомственной комиссии (созданной впоследствии):
Основной причиной столкновения ВС является нарушение экипажами установленных ПВП ниже низшего эшелона при встрече облачности ниже установленного минимума.
Сопутствующими причинами являются:
а) значительное, не предусмотренное заданием, отклонение Ан-2 от заданного маршрута полета;
б) Экипаж Ан-2 при выходе из зоны получил контрольный пеленг, указывающий на явное отклонение от маршрута, но мер для выхода на ЛЗП не принял, связи с диспетчером не держал, изменение высоты полета не доложил;
в) Диспетчер МДП а/п Сургут не информировал экипажи о создавшейся воздушной и метеообстановке в районе полетов;
г) Экипаж Ми-6 при вылете из а/п Тобольск следовал на Усть-Балык напрямую – не по утвержденной трассе;
д) Ст. диспетчер а/п Тобольск передоверил контроль подготовки к полету экипажа Ми-6 диспетчеру-стажеру, который разрешил полет напрямую, в нарушение установленного маршрута;
е) Неоправдавшийся прогноз погоды на первой половине маршрута Сургут – Тобольск и в районе а/п Усть-Балык, выданный Сургутской АМСГ.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|