|
|
|
Катастрофа Ан-22 в Тульской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 28 декабря 2010 г.
Время: 21:23
Страна: Россия
Место происшествия: Тульская область, близ села Красный Октябрь, Чернский район
Тип ВС: Ан-22А "Антей"
Регистрация ВС: RA-09343
Принадлежность: Министерство обороны РФ
Подразделение: ВВС, 6955 гв. АвБ (Мигалово)
|
|
|
|
|
Описание |
Доставив в Воронеж истребитель МиГ-31 в качестве учебного пособия для обучения курсантов Воронежского военного авиационного университета, основной и сменный экипажи возвращались на свой аэродром. Самолет произвел взлет с аэродрома Балтимор в 20:51. Эшелон полета был задан 7 200 м. На 30-ой минуте полета, когда самолет находился в горизонтальном полете на высоте 7 167 м с приборной скоростью 373 км/ч, произошло резкое (менее чем за 2 сек.) отклонение руля направления с возникновением левого крена, скольжения и боковой перегрузки. Экипаж безуспешно пытался парировать увеличение углов крена и скольжения отклонением баранки штурвала на 2/3 хода вправо и предпринял попытку преодолеть усилия в 100 кг на педалях для отклонения руля направления в нейтральное положение. Левый крен продолжал расти с угловой скоростью до 10°/сек, а боковая перегрузка возросла до -0,38 ед. за 3 сек. Самолет приобрел тенденцию к снижению. Для его предотвращения экипаж отклонил штурвал «на себя» и через 3 сек. обратно в исходное положение. Вертикальная перегрузка увеличилась до 1,38 ед. Действия экипажа привели к превышению допустимого угла атаки при глубоком скольжении и сваливанию с переходом в штопор. В процессе неуправляемого падения произошло отделение некоторых элементов конструкции планера. В 21:23 самолет упал в лес, полностью разрушился и загорелся. Катастрофа произошла в 4,3 км от пос. Троицкое с азимутом 135° (координаты - 53° 15’ 47.6” 37° СШ 15’ 51.4” ВД) с уклонением влево от воздушной трассы Р231 (ОПРС Тербуны – ОПРС Мал. Скуратово) 3 065 м. Столкновение с землей произошло с углом наклона траектории 75°.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
12 |
12 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-22А "Антей" |
Регистрационный (бортовой) номер ВС |
RA-09343 |
Государственная принадлежность |
Россия |
Дата выпуска ВС |
31.10.1974 |
Заводской номер ВС |
043482272 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Подразделение |
ВВС, 6955 гв. АвБ (Мигалово) |
Пункт вылета |
Воронеж |
Пункт назначения |
Мигалово |
Начальный пункт маршрута |
Воронеж |
Конечный пункт маршрута |
Мигалово |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы самолета Ан-22А явился отказ системы управления, выразившийся в нарушении работоспособности механизма автотриммирования, что привело к резкому отклонению рулей направления до значения 11,6 – 14,3°, развитию глубокого скольжения с превышением критического угла скольжения и энергичному кренению с переходом самолета на снижение по спиральной траектории. Предпринятые в условиях приборного полета попытки экипажа прекратить снижение самолета привели к выходу самолета на закритические углы атаки, сваливанию и штопору.
Нарушение работоспособности механизма автотриммирования могло быть вызвано разрушением кинематики привода датчика обратной связи или крепления кронштейна датчика.
Авиационному происшествию способствовали:
невыполнение летным экипажем самолета нормативных требований об информировании должностных лиц авиационной части о ранее имевших место в полете нарушениях работоспособности системы управления рулем направления (в полетах Тверь-Краснодар 11 декабря и Краснодар-Карши 13 декабря);
отсутствие в Инструкции экипажу самолета Ан-22 (раздел "Особые случаи в полете") необходимой и достаточной информации, определяющей признаки и порядок действий при отказе электромеханизмов триммерного эффекта.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|