Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-22 в Тульской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 декабря 2010 г.
Время:  21:23
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тульская область, близ села Красный Октябрь, Чернский район
Тип ВС:  Ан-22А "Антей"
Регистрация ВС:  RA-09343
Принадлежность:  Министерство обороны РФ
Подразделение:  ВВС, 6955 гв. АвБ (Мигалово)
 


Описание
    Доставив в Воронеж истребитель МиГ-31 в качестве учебного пособия для обучения курсантов Воронежского военного авиационного университета, основной и сменный экипажи возвращались на свой аэродром. Самолет произвел взлет с аэродрома Балтимор в 20:51. Эшелон полета был задан 7 200 м. На 30-ой минуте полета, когда самолет находился в горизонтальном полете на высоте 7 167 м с приборной скоростью 373 км/ч, произошло резкое (менее чем за 2 сек.) отклонение руля направления с возникновением левого крена, скольжения и боковой перегрузки. Экипаж безуспешно пытался парировать увеличение углов крена и скольжения отклонением баранки штурвала на 2/3 хода вправо и предпринял попытку преодолеть усилия в 100 кг на педалях для отклонения руля направления в нейтральное положение. Левый крен продолжал расти с угловой скоростью до 10°/сек, а боковая перегрузка возросла до -0,38 ед. за 3 сек. Самолет приобрел тенденцию к снижению. Для его предотвращения экипаж отклонил штурвал «на себя» и через 3 сек. обратно в исходное положение. Вертикальная перегрузка увеличилась до 1,38 ед. Действия экипажа привели к превышению допустимого угла атаки при глубоком скольжении и сваливанию с переходом в штопор. В процессе неуправляемого падения произошло отделение некоторых элементов конструкции планера. В 21:23 самолет упал в лес, полностью разрушился и загорелся. Катастрофа произошла в 4,3 км от пос. Троицкое с азимутом 135° (координаты - 53° 15’ 47.6” 37° СШ 15’ 51.4” ВД) с уклонением влево от воздушной трассы Р231 (ОПРС Тербуны – ОПРС Мал. Скуратово) 3 065 м. Столкновение с землей произошло с углом наклона траектории 75°.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 12 12
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-22А "Антей"
Регистрационный (бортовой) номер ВС RA-09343
Государственная принадлежность Россия
Дата выпуска ВС 31.10.1974
Заводской номер ВС 043482272
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Подразделение ВВС, 6955 гв. АвБ (Мигалово)
Пункт вылета Воронеж
Пункт назначения Мигалово
Начальный пункт маршрута Воронеж
Конечный пункт маршрута Мигалово


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы самолета Ан-22А явился отказ системы управления, выразившийся в нарушении работоспособности механизма автотриммирования, что привело к резкому отклонению рулей направления до значения 11,6 – 14,3°, развитию глубокого скольжения с превышением критического угла скольжения и энергичному кренению с переходом самолета на снижение по спиральной траектории. Предпринятые в условиях приборного полета попытки экипажа прекратить снижение самолета привели к выходу самолета на закритические углы атаки, сваливанию и штопору.
    Нарушение работоспособности механизма автотриммирования могло быть вызвано разрушением кинематики привода датчика обратной связи или крепления кронштейна датчика.
    Авиационному происшествию способствовали:
    невыполнение летным экипажем самолета нормативных требований об информировании должностных лиц авиационной части о ранее имевших место в полете нарушениях работоспособности системы управления рулем направления (в полетах Тверь-Краснодар 11 декабря и Краснодар-Карши 13 декабря);
    отсутствие в Инструкции экипажу самолета Ан-22 (раздел "Особые случаи в полете") необходимой и достаточной информации, определяющей признаки и порядок действий при отказе электромеханизмов триммерного эффекта.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.