Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ил-14М и Ан-12БП над Калужской областью
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 июня 1969 г.
Время:  14:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Калужская область, Юхновский район, близ дер. Выползово
Тип ВС:  Ан-12БП
Регистрация ВС:  08525 (позывной)
Принадлежность:  Министерство обороны СССР
Подразделение:  ВВС, 600 втап (Кедайняй)
 


Описание
    Группа из четырех самолетов Ан-12 600-го втап вылетела с а/д Кедайняй на а/д Дягилево (Рязань) для демонстрации тактических действий министру обороны СССР. Полет проходил по маршруту Вильнюс – Свирь – Витебск – Белый – Юхнов – Венев. Два самолета с техникой следовали на эшелоне 6 000 м, а два с личным составом – на 3 600 и 3 000 м с интервалами 8-10 минут. Самолет Ан-12БП (зав. номер 402503, позывной 08525) под командованием м-ра Рябцева вылетел замыкающим в 13:25 и занял эшелон 3 000 м. На борту находился 91 десантник. В 14:50:17 после пролета Юхнова диспетчер западного направления Московской районной диспетчерской службы передал управление диспетчеру юго-западного направления. Перейдя на частоту этого направления, через 46 сек. (в 14:51:03), экипаж доложил о пролете Юхнова выше облаков на эшелоне 3 000 м и получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула - Венёв.
    Самолет Ил-14М (СССР-52018) 84 летного отряда Сиферопольского ОАО, выполняя рейс №831 Быково – Симферополь с посадками в Чернигове и Кировограде, вылетел в 14:07 из аэропорта Быково и занял установленный эшелон 2 700 м. С 14:34 управление движением Ил-14 осуществлялось диспетчером юго-западного направления Московской РДС. В районе Машкино на участке маршрута Черная Грязь- Юхнов в 14:40:55 экипаж доложил о наличии по маршруту полета кучевых облаков и болтанке и запросил разрешения сменить эшелон полета на 3 300 м. Диспетчер запретил занятие эшелона 3 300 м, сообщив о встречных самолетах на высоте 3 000 м и рекомендовал или оставаться на эшелоне 2 700 м и обходить облачность или снизиться до эшелонов 2 100 или 1 500 м. КВС Ил-14, посчитав, что на этих эшелонах будет только хуже, снижаться отказался и передал диспетчеру, что будет обходить облачность на эшелоне 2 700 м с выходом на трассу южнее Юхнова. Диспетчер дал разрешение. Эта последняя радиосвязь с самолетом Ил-14 была в 14:42. Экипаж Ил-14 приступил к обходу облачности на высоте 2 700 м с выходом на трассу 30 км южнее Юхнова отворотом влево, следуя далее в южном направлении.
    Столкновение самолетов Ил-14 и Ан-12 произошло на встречно-пересекающихся курсах под углом 51-56° в 14:52 в 28 км юго-восточнее Юхнова. Ан-12 находился на курсе 106-121° (скорость 500-529 км/ч). Ил-14 – на курсе 235-245° (скорость – 324-360 км/ч). Первоначальное столкновение произошло правыми плоскостями. Затем носовая часть Ан-12 столкнулась с правым горизонтальным стабилизатором Ил-14. Произошло отделение правого крыла Ан-12 вместе с двигателями. Ил-14 потерял консоль правого крыла и верхнюю часть фюзеляжа. Неуправляемые самолеты упали в 3 800 м друг от друга: Ил-14 – на окраине деревни Троица, Ан-12 – на окраине деревни Выползово. Местность в районе катастрофы представляет собой поля сельскохозяйственного назначения с отдельными перелесками.
    Фактическая погода в районе г. Юхнов: облачность 9-10 баллов, кучевая и мощно-кучевая высотой 1 000 -1 500 м, верхняя граница облачности – 3 000 - 3 700 м. Опасных явлений не было.
    Комиссией установлено, что столкновение произошло на высоте 2910 – 2960 м, что превышало высоту заданного эшелона 2 700 м самолета Ил-14 и было ниже заданного эшелона 3000 м самолета Ан-12.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 91 91
На земле   0
Всего погибших 96+24=120


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12БП
Регистрационный (бортовой) номер ВС 08525 (позывной)
Государственная принадлежность СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1964
Заводской номер ВС 402503
Наработка ВС (часы) 1218
Наработка ВС (циклы) 1013
Силовая установка С 2515015 Н 2625192 С 2345226 С 2345181


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Подразделение ВВС, 600 втап (Кедайняй)
Пункт вылета Кедайняй
Пункт назначения Рязань (Дягилево)
Начальный пункт маршрута Кедайняй
Конечный пункт маршрута Рязань (Дягилево)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной столкновения явилось невыдерживание экипажами самолетов Ан-12 ВВС и Ил-14 МГА установленных эшелонов полета при обходе мощно-кучевой облачности в усложненных метеоусловиях в зоне пересечения воздушных трасс.
    Невыдерживание самолетом Ил-14 заданной высоты эшелона могло явиться результатом неточного выдерживания экипажем высоты по прибору в турбулентной атмосфере в сочетании с погрешностями высотомеров в пределах их технических характеристик.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.