Для обеспечения связи c АПЛ Северного флота, находившейся в районе Северного полюса 2 сентября в 19:30 с аэродрома Кипелово взлетели два самолета Ту-95РЦ экипажей командира 392 ОДРАП полковника Гладкова и майора Флегонтова. Примерно в 22:00, когда самолеты полка находились в районе Новой Земли, подлодка вышла на связь и экипажам Ту-95РЦ была дана команда возвращаться на аэродром базирования.
В 0:30 экипажи вернулись в район аэродрома. На удалении 100 км от аэродрома руководитель полетов подполковник Меленный (заместитель командира 392 ОДРАП) дал команду экипажу Гладкова на снижение с 4200 м до 1200 м с целью выработки топлива (остаток топлива составлял 60 т). Экипаж Флегантова снижался с 4500 м до 1500 м. Экипажи производили выработку топлива над аэродромом "по большой коробочке" на заданных эшелонах.
Погода в районе аэродрома с 0:00 до 3:50 была облачность 6-7 баллов среднего яруса, видимость 10 км. В 3:50 видимость стала резко ухудшаться, что не предусматривалось прогнозами погоды и докладами дежурного синоптика. Руководитель полетов дал команду оперативному дежурному уточнить запасные аэродромы через оперативного дежурного авиации Северного флота и их готовность принять два экипажа полка, после чего доложил Гладкову об ухудшении погоды и и том, что экипажам необходимо идти на запасной аэродром. Экипаж Гладкова запросил разрешение на снижение до 400 м. Руководитель полетов дал разрешение на снижение.
Примерно в 4:00 руководитель полетов дал дал команду экипажу Флегонтова о наборе высоты до 7000 м, после этого должен был подняться экипаж Гладкова. В то же время полковник Гладков, находясь в районе третьего разворота, запросил разрешение сделать еще один проход над аэродромом с целью разведки погоды и получил разрешение. Экипаж Гладкова совершил четвертый разворот и вышел на посадочный курс. Руководитель полетов подполковник Меленный наблюдал за полетом экипажей Гладкова и Флегантова по отметкам на индикаторе ТИСП-6. Отметку от самолета экипажа Гладкова руководитель полетов видел до удаления 8 км из-за отметок местников, через 3-4 минуты после этого он запросил экипаж Гладкова "Ваше место". Ответа не последовало. Была дана команда оператору ДРЛ-6 смотреть и докладывать сколько наблюдает целей. Оператор доложил, что видит одну цель.
Подполковник Меленный продолжал безрезультатно вызывать экипаж Гладкова. Майор Флегонтов вышел на эшелон 7000 м и доложил, что КОУ его экипажа видел на удалении 10 км от ВВП черный дым. В 4:25 получены условия на запасной аэродром. Экипажу Флегонтову было приказано снизиться до 4500 м. Также было дано указание запросить дежурного ДПРМ о том, что им наблюдается. Дежурный матрос Тринаскин доложил, что слышал несколлько хлопков или выстрелов. Экипаж Флегонтова проходя на посадочный курс на высоте 1200 м доложил, что видит черный дым на удалении 1 км от северного торца ВВП. В 4:40 с ДПРМ позвонил дежурный мл. сержант Дарий и доложил о том, что в 200 м от деревни Кочергино что-то упало и горит. По команде подполковника Меленного на место проишествия выехал майор Колесников, аварийные средства и пожарные машины.
|