Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-27ПС над Уссурийским заливом
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 марта 2003 г.
Время:  23:10
Страна:  Россия
Место происшествия:  Приморский край, Уссурийский залив
Тип ВС:  Ка-27ПС
Принадлежность:  Министерство обороны РФ
Подразделение:  ВВС ТОФ, 289 оплап (Николаевка)
 


Описание
    Катастрофа вертолета Ка-27ПС произошла 26 марта 2003 года ночью в СМУ в 23 час.10мин. (хбр)/16час.10 мин. (UTC) при производстве полетов на БПК проекта 1155 "Адмирал Трибуц". Согласно заданию экипаж должен был после взлета с аэродрома Николаевка и полета по маршруту в район корабля выполнить три захода по большой коробочке с посадками на корабль.
    Через 1 ч. 12 м. после взлета с аэродрома экипаж выполнял третий полет по упр.130н КБП Ав. ВМФ Ка-27-90 г. "Тренировочный полет с корабля на "Стопе" в 6-м часу летной смены.
    Взлет с взлетно-посадочной площадки корабля экипаж произвел в 23ч.09м. 17с после напоминания РП корабля о включении посадочной фары. Через 9 с после взлета вертолет был переведен в разгон скорости с доворотом на ИК=90. В процессе выполнения разгона скорости с набором высоты общий шаг НВ постоянно плавно увеличивался с 13,5о до 15+16о, частота вращения НВ сохранялась 89,8 +90,7%. На 30 с после взлета (Vпр=122км/ч, высота 95 м, угол тангажа -0,4о), по команде штурмана: "Скорость 120, набор,командир экипажа энергичным взятием ручки ППУ на себя с увеличением общего шага несущих винтов (НВ) с 16о до 17+17,5о перевел вертолет в набор высоты, что привело к увеличению нормальной перегрузки с 1,2 ед. до 1,6 с нарастанием угловой скорости прироста тангажа до 11,8о/с. Посадочная фара находилась во включенном положении в направлении взлета в процессе всего дальнейшего полета и создавала световой экран при наличии дымки, что затрудняло командиру экипажа определение пространственного положения вертолета. На 33 с угол тангажа на кабрирование достиг значения более 20о (при перемещении шкалы тангажа пилотажного командного прибора ПКП-7 на кабрирование с углами более 20о "горизонт" уходит с лицевой части прибора), что затруднило командиру экипажа определение пространственного положения вертолета по тангажу. Неправильная оценка командиром экипажа пространственного положения вертолета по показаниям пилотажно-навигационных приборов и дальнейшие колебательные отклонения ручки ППУ по тангажу "от себя" - "на себя", с увеличивающейся амплитудой и средним значением движения ручки ППУ на кабрирование с увеличением общего шага НВ до максимального, привели к тому, что вертолет, на 41 с, Н=360 м и Vпр менее 50 км/ч выполнил сложную пространственную фигуру с переворотом в верхней точке через НВ. Наблюдая резкое падение скорости штурман экипажа с 35 с по 42 с подавал команды: "Ну не так резко","Скорость, скорость, скорость, скорость, скорость, скорость прибавь Сергеич!","Скорость прибавь! Ручку от себя!" Через 51 с после взлета вертолет на скорости менее 50 км/ч, с правым креном 35О и углом тангажа на кабрирование 10о-15о столкнулся с водной поверхностью. Вертолет разрушился. Члены экипажа погибли.
    Руководитель полетами на корабле из-за особенностей конструкции корабля проекта 1155 (зона визуального контроля в азимуте 90о-270о относительно курса корабля) и скоротечности возникновения и развития ситуации помощи экипажу не оказал. В результате проведения поисково-спасательных работ место падения вертолета было обнаружено в 430 м от корабля на глубине 70 м.
    В момент катастрофы наблюдалась облачность 10 баллов с нижней границей 900-950 м, видимость 4-5 км, дымка, волнение моря 2 балла, ветер 120-170 гр., 5-7 м/с,температура воздуха +2 гр.Орнитологическая обстановка простая.
    При проведении поисково-спасательных работ в период 00.30 - 01.40.27.03.2003 г.(вертолет Ка-27ПС п/п-к М.А.Путятин) наблюдалась облачность с нижней границей400-500 м, дождь, видимость 4 км, температура воздуха - 3 гр., волнение моря до 4баллов.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-27ПС
Регистрационный (бортовой) номер ВС
Государственная принадлежность Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Подразделение ВВС ТОФ, 289 оплап (Николаевка)
Пункт вылета Аэродром неизвестен
Пункт назначения Аэродром неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэродром неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэродром неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     ПРИЧИНА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
    Причиной катастрофы явилась потеря летчиком пространственной ориентировки в полете ночью над морем, что привело к перевороту вертолета через несущие винты относительно поперечной оси и последующему столкновению с водной поверхностью.
    Потеря пространственной ориентировки обусловили: нарушения в организации полетов, приведшие к выпуску в полет командира экипажа с недостаточной натренированностью в полетах на корабль и слабыми навыками впилотировании по приборам;
    наличие светового экрана от включенной посадочной фары в условиях дымки из-за нарушения летчиком установленного порядка ее применения после взлета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.