Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
военной авиации в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18Д близ Батуми
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 октября 2000 г.
Время:  17:22
Страна:  Грузия
Место происшествия:  Аджария, близ Батуми
Тип ВС:  Ил-18Д
Регистрация ВС:  RA-74295
Принадлежность:  Министерство обороны РФ
Подразделение:  ВВС, 8 АДОН (Чкаловский)
 


Описание
    
    Экипаж 8 адон выполнял грузо-пассажирский рейс по маршруту Чкаловский – Батуми. На борту находилось 73 пассажира – направлявшиеся к месту службы военнослужащие 12-й военной базы Группы российских войск в Закавказье, а также члены их семей (45 военнослужащих, 21 женщина и 7 детей) и 1 700 кг багажа и почты.
    Экипаж из-за навигационной ошибки, допущенной штурманом, доложил пролет пункта обязательного донесения (ПОД) Покат, фактически находясь на 20 км ближе к аэропорту Батуми. В связи с грозовой деятельностью над Черным морем заход на посадку выполнялся на ВПП 31 (со стороны гор). Ни диспетчер диспетчерского пункта сектора «Запад» РЦ УВД Тбилиси, ни диспетчер ДПП Тбилиси (после передачи ему управления движением самолета) фактическое местонахождение самолета с помощью РТС не определили и никаких указаний экипажу не дали. Диспетчер ДПП, не наблюдая метку самолета на экране РЛС, разрешил экипажу снижение до высоты круга.
    Самолет значительно уклонился от установленной ИПП а/п Батуми схемы снижения и захода на посадку, продолжая полет в облачности на высоте ниже безопасной в сторону горного района. При этом экипаж своего точного местонахождения не знал. В 17:22 на высоте 940 м, снижаясь в облаках, самолет на скорости 340 км/ч столкнулся с покрытым лесом склоном горы Мтирала (1 336 м) примерно в 14 км северо-восточнее КТА Батуми, полностью разрушился и сгорел.
    Фактическая погода на момент происшествия: ветер у земли 240° 2 м\с, видимость 10 км, облачность 8 баллов кучево-дождевая высотой 450 м, дождь, вершины гор частично закрыты.
    Налет КВС на Ил-18 – 1579 часов, в том числе в должности – 212 часов. Налет пилота-инструктора, зам. к-ра АЭ на Ил-18 и в должности – 1242 часа.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 11 11
Пассажиры 73 73
На земле   0
Всего погибших 84


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18Д
Регистрационный (бортовой) номер ВС RA-74295
Государственная принадлежность Россия
Дата выпуска ВС 1968
Заводской номер ВС 187010602
Наработка ВС (часы) 15256
Наработка ВС (циклы) 7694
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Пассажирский
Подразделение ВВС, 8 АДОН (Чкаловский)
Пункт вылета Москва (Чкаловский)
Пункт назначения Батуми
Начальный пункт маршрута Москва (Чкаловский)
Конечный пункт маршрута Батуми


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось значительное уклонение самолета от установленной схемы снижения и захода на посадку на аэродром Батуми, что привело к снижению самолета до высоты ниже безопасной в облаках и столкновению его со склоном горы.
    Катастрофа стала возможной вследствие сочетания следующих факторов:
    - навигационной ошибки экипажа при выходе на ПОД Покат, что привело к уклонению самолета от установленной точки начала маневра снижения и захода на посадку в зоне подхода к а/д Батуми;
    - несоблюдения технологии работы диспетчера ДПП Батуми в части определения и подтверждения экипажу места самолета (ПОД Покат) при передаче-приеме управления движением самолета;
    - потери со стороны экипажа и диспетчера УВД контроля за фактическим местоположением самолета в зоне маневрирования с установленными жесткими ограничениями в радиусе 30 км от аэродрома (ограничительный пеленг 300° по высоте не менее 3 000 м и ограничительный пеленг 30° по высоте не менее 2 400 м) и непринятие решения на прекращение захода и ухода на запасной аэродром;
    - отклонения в работе наземных радиотехнических средств а/д Батуми, что внесло дополнительные затруднения в оценке места самолета экипажем и диспетчером в условиях полета в районе с кучево-дождевой облачностью, вне видимости наземных ориентиров.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в гражданской авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.